ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
|| TopList
заставказаставка
 
 Кир Булычев  Алеша Муравьев  Людмила Аринина
 Павел Арсенов  Катя Авербах  Вячеслав Баранов
 Евгений Крылатов  Лена Коляскина  Татьяна Божок
 Юрий Энтин  Маша Баукина  Екатерина Васильева
 Татьяна Дасковская  Наташа Шанаева  Игорь Ясулович
 Наташа Гусева (Мурашкевич)  Георгий Бурков  Борис Щербаков
 Алеша Фомкин  Евгений Герасимов  Елена Цыплакова
 Марьяна Ионесян  Валентина Талызина  Рубен Симонов
 Илюша Наумов  Наталья Варлей  Лена Перова
 Вячеслав Невинный  Елена Метелкина  Инна Чуркина (Гомес)
 Михаил Кононов  Владимир Носик  Мария Скворцова
 Антон Суховерко  Мария Стерникова  Светлана Харитонова
 Семен Бузган  Андрей Градов  Каскадеры
 
В ФИЛЬМЕ СНИМАЛИСЬ...
Режиссер Павел Арсенов
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Арсенов Павел Оганезович
(05.09.1936-12.08.99)
фото
Павел Арсенов.
Заслуженный деятель искусств РФ (1997).

Родился в Тбилиси.
Учился в геологоразведочном институте, работал на к/ст "Грузия-фильм", Московской студии н/п фильмов. 
В 1963 окончил режиссерский ф-т ВГИКа (мастерская Г. Рошаля).
Асс. режиссера на фильме "Приключения Кроша" (1962).
Снялся в фильмах "Голоса нашего квартала" (реж. Ю. Ерзинкян), "Треугольник" (реж. Г. Малян), Комета (реж. Р. Викторов).
Раньше я снимал только взрослые фильмы. И когда взялся за «Гостью из будущего», друзья говорили мне: когда ты займешься серьезным делом?
Более серьезной работы для себя, чем снимать фильмы для детей, я не знаю и считаю, что это самое святое - воспитывать и учить наших детей высокому, вечному, доброму. И делать это нужно во имя нашего будущего. А иначе...
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Кадр из фильма
"Гостья из будущего"
ФИЛЬМОГРАФИЯ

1963 Подсолнух (ср/м в к/а "Юность", диплом)
1966 Лелька (к/м в к/а "Пробуждение")
1967 Спасите утопающего
1969 Король-олень
1973 И тогда я сказал - нет...
1975 Вкус халвы
1977 Смятение чувств
1978 Здравствуй, река! (совм. с И.Ясуловичем и Ю.Григорьевым)
1979 С любимыми не расставайтесь
        - Приз ВКФ в Душанбе-80
1984 Гостья из будущего (тв-сериал)
1987 Лиловый шар
1994 Волшебник изумрудного города.
        - Номинация на НИКУ-94 в категории
         "Лучшая работа художника по костюмам" (Тамара Горшенина)

РОМАНТИК, СКАЗОЧНИК, ФАНТАСТ.
Павел Арсенов

Ровно пятнадцать лет назад произошло знаменательное событие — во время школьных весенних каникул 1985 года на первом канале центрального телевидения взорвалась маленькая психотронная бомба. Осколки поразили сердца подростков в возрасте от десяти до шестнадцати лет. Задело кое-кого и постарше. «Пострадавшие» засыпали письмами телевидение, киностудию им. М. Горького, режиссера Павла Арсенова и автора сценария Кира Булычева. Вы, конечно, догадались, что речь идет о премьере пятисерийного телефильма «Гостья из будущего». 

Случилось так, что обаяние булычевской героини Алисы Селезневой вошло в резонанс с обаянием одиннадцатилетней Наташи Гусевой, исполнившей эту роль, и «ударная волна» была столь сильна, что разбила не одно мальчишеское сердце.

Но ведь были и раньше хорошие фантастические фильмы, например, «Через тернии к звездам» или «Приключения Электроника»; были и отличные подростковые мини-сериалы вроде «Трех веселых смен» или «Приключений Петрова и Васечкина»,..

Фильм «Гостья из будущего» стал культовым, может быть, единственным отечественным культовым детским теле­сериалом. Уже одного этого достаточно, чтобы вспомнить добрым словом режиссера Павла Оганезовича Арсенова. Но это не единственный его хороший фильм и не единственный фантастический.

Родился Арсенов в 1936 году в Тбилиси, там же закончил геологоразведочный институт. Однако по профессии почти не работал, а устроился рабочим на киностудию «Грузия-фильм». Это и определило его дальнейшую судьбу. Вскоре он уже был в Москве, трудился на студии научно-популярных фильмов и учился во ВГИКе. В 1963 году закончил мастерскую Г. Рошаля и стал ассистентом режиссера на студии им. М. Горького. В этом качестве он принял участие в работе над фильмом «Приключения Кроша» (1962). Затем были две самостоятельные короткометражки — «Подсолнух» (1963) и «Лелька» (1966), — а также забавная авантюрная мелодрама "Спасение утопающего» (1967).

Следующая киноработа Павла Арсенова — фантастическая сказка. Этот фильм может служить отличным примером отточенного стиля при весьма необычной форме. Экранизируя пьесу итальянца Карло Гоцци, Арсенов соединил на экране условность комедии дель орте с традициями российских музыкальных романтических киносказок. Изумительный актерский состав фильма «Король-олень» (1969)
— Юрий Яковлев, Сергей Юрский, Олег Ефремов, Елена Соловей, Олег Табаков — отлично разыграл в барочных декорациях трогательную историю о том, как любящее сердце способно узнать своего избранника в любом обличии. Нарисованные олени, игрушечные лошади не кажутся наивными, а удивительно точно передают на экране фантастическую условность.

Затем следует фильм, не имеющий отношения к фантастике. Это дань непростому детству режиссера. Психологическая драма «И тогда я сказал «нет» (1973) повествует о сложных взаимоотношениях в подростковой уличной среде послевоенного Тбилиси. Сразу же за этим фильмом была снята музыкальная сказка «Вкус халвы» (1975). Это рассказ о приключениях известного героя восточных сказок Ходжи Насреддина в детстве. Невольно вспоминаются более поздние американские картины; «Молодой Шерлок Холмс» (1985) Барри Аевинсона и «Крюк» (1991) Стивена Спилберга — прием, когда повествуется о юных или, напротив, зрелых годах культового героя, весьма интересен.

Далее следовали две романтические мелодрамы о первой любви; «Смятение чувств» (1978) и «С любимыми не расставайтесь» (1979). Причем обе получили премии на Всероссийских кинофестивалях среди детских фильмов, соответственно, в 1979 и 1980 годах.

Потом наступил почти пятилетний перерыв, пока наконец в 1984 году не появилась «Гостья из будущего». Фильм снимался трудно, в его успех почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Денег на «создание» Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И все-таки фильм был вытянут — на игре актеров, на добром и остроумном сценарном материале Кира Булычева, на личном обаянии Наташи Гусевой и, конечно же, на энтузиазме Павла Арсенова. Телефильм принес заслуженную славу всем, кто принимал в нем участие, а лирическая и оптимистичная песня «Прекрасное Далеко» стала гимном романтиков нового поколения, верящих в безоблачность своего грядущего.

Вдохновленный несомненной удачей Арсенов в рекордные для нашего кинематографа сроки снял кинофильм «Лиловый шар» — снова об Алисе, снова с Наташей Гусевой. Однако, как это ни печально, картина не имела и доли успеха «Гостьи из будущего». Наташа заметно повзрослела, а вот возраст зрителя, которому был адресован фильм, стал, как ни странно, меньше. Лучше всего сказала об этом одна маленькая девочка: «Фильм хороший, только ниточки видно». Ребенок, конечно же, имел в виду лески, за которые водили кукол, но, к сожалению, такие же «нити» видны и в режиссерской работе, и в игре некоторых актеров — как-то все натянуто. Так часто бывает в кино, куклы в натуре казались живыми, и когда на глаз «погибающего» птенца Рух накатилась слеза, заплакали даже ассистенты на съемочной площадке. А на пленке все вышло наивно и неубедительно. Хороший актер Вячеслав Невинный в роли инопланетного археолога Громозеки, после замечательного мультфильма «Тайна Третьей Планеты», смотрелся просто смешно. К тому же выход фильма совпал с появлением в нашем прокате фантастической сказки «Бесконечная история» и не выдержал конкуренции.

В конце 80-х годов на киностудии им. М.Горького произошла реорганизация — она разделилась на несколько творческих объединений. Павел Оганезович активно включился в общественную жизнь, он возглавил ТО «Ладья». С его помощью многие молодые режиссеры сняли свои первые фильмы для детей и подростков. Тогда же он приступил к реализации нового проекта — экранизации фантастической сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного Города». Однако в самый разгар работы случилось несчастье — инфаркт, больница, а потом медленная реабилитация и постепенное возвращение к активной деятельности. Победив болезнь, Павел Оганезович все-таки нашел в себе силы после длительного перерыва завершить начатую работу. Фильм вышел в 1994 году. Нарушение размеренного ритма кинопроизводства никогда не сказывается положительно на конечном результате, но критиковать этот фильм не поднимается рука. Дети смотрели его с удовольствием.

Да, будущее оказалось не таким прекрасным, как пелось в знаменитой песне. В середине 90-х годов киностудия им. М. Горького перестала делать фильмы для детей, а потом вообще перестала снимать кино. Старые мастера ушли со студии. Ялтинский филиал, на котором снимался «Лиловый шар», оказался за границей. Наташа Гусева так и не стала кинозвездой. Она снялась еще один раз, в неудачном белорусском фильме «Воля Вселенной», потом закончила Московский институт тонких химических технологий, вышла замуж за одного из своих поклонников и несколько лет назад родила мальчика.

(Автор допустил неточность, Наташа родила девочку. Прим. Жека)
Больше Павел Арсенов в кино не работал. Он долго болел, а летом прошедшего 1999 года скончался, не дожив чуть меньше года до пятнадцатилетия своего самого громкого фильма и чуть меньше полутора лет до начала XXI века, о котором этот фильм был снят.

Те, кто помнит фильм Ричарда Викторова «Комета», могут представить себе Павла Оганезовича воочию. Он там сыграл кинорежиссера, фактически самого себя:
энергичного и задумчивого одновременно. Таков был Павел Арсенов — романтик, сказочник и, конечно же, фантаст, — таков был и остается его кинематограф.

Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ
 
 


Ждем ваших писем

Использованы материалы:
Кадры из фильма
Журнал "Если" 3, 2000г http://www.rusf.ru/esli/
МиелофонстрелкаСнимается кино стрелкаВ фильме снимались... стрелкаПерсоны

(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы
(с) 1999-2004 Тексты, аудио-файлы, фото - Вячеслав Яшин, Александр Лас
(с) 1999-2004 Рисунки, дизайн, оформление - Дмитрий Шулындин
(с) 1999-2004 Главный редактор - Александр Лас
(с) 1983-2004 Материалы - Наталья Мурашкевич
(с) 1999-2004 Д. Ватолин, "Русская Фантастика"

Сайт открыт 1-го июля 1999 года.

Использование материалов сайта без согласования 
с авторами и/или редакцией запрещается.