ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
|| TopList
заставказаставка
 
 Кир Булычев  Алеша Муравьев  Людмила Аринина
 Павел Арсенов  Катя Авербах  Вячеслав Баранов
 Евгений Крылатов  Лена Коляскина  Татьяна Божок
 Юрий Энтин  Маша Баукина  Екатерина Васильева
 Татьяна Дасковская  Наташа Шанаева  Игорь Ясулович
 Наташа Гусева (Мурашкевич)  Георгий Бурков  Борис Щербаков
 Алеша Фомкин  Евгений Герасимов  Елена Цыплакова
 Марьяна Ионесян  Валентина Талызина  Рубен Симонов
 Илюша Наумов  Наталья Варлей  Лена Перова
 Вячеслав Невинный  Елена Метелкина  Инна Чуркина (Гомес)
 Михаил Кононов  Владимир Носик  Мария Скворцова
 Антон Суховерко  Мария Стерникова  Светлана Харитонова
 Семен Бузган  Андрей Градов  Каскадеры
 
В ФИЛЬМЕ СНИМАЛИСЬ...
Актриса Наталья Варлей
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Актриса Наталья Варлей (Марта Эрастовна)
Родилась: 22 июня 1947 года
Заслуженная артистка РСФСР (1989)
Из коллекции Наталии Пясик
Актриса Наталья Варлей
(Марта Эрастовна)

Варлей Наталья Владимировна родилась в городе Констанце (Румыния). Окончила акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства (1965), Театральное училище им. Б. Щукина (1971). До 1967 — эквилибристка Московского государственного цирка. В 1971-1978 — актриса Драматического театра им. К. Станиславского.

Закончила в 1965 году цирковое училище, два года работала в цирке эквилибристкой. Актерское образование получила в театральном училище имени Щукина. В кино с 1966 года, в театре имени Станиславского — с 1971. На сцене исполняла разные роли: от пьес Шекспира до Вампилова. В кино — главным образом наших современниц, «красавиц, спортсменок, комсомолок», хотя ей не чужды были драматические роли («Золото», телефильм «Старые письма»).

Сейчас Наталья Варлей не снимается. Но вышело 2 компактдиска с ее песнями, два сборника стихов. Занимается дубляжом — в частности, озвучивала прогремевшую на всю страну «Дикую Розу». Ведет передачу "Домашние хлопоты" на РТР.
Мать двух сыновей: 25 и 11 лет, бабушка почти двухлетнего внука. Кроме того у нее 11 кошек, собака и черепаха. В общем, не унывает и мечтает: «Если мне суждено еще сниматься, то пусть это будут картины, за которые мне не будет стыдно перед моими детьми и зрителями».

ФИЛЬМОГРАФИЯ
кадр из фильма
Кадр из фильма
"Гостья из будущего"
ФИЛЬМОГРАФИЯ

Формула радуги (1966)
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1967)
Вий (1967)
Золото (1970)
Семь невест ефрейтора Збруева (1971)
Двенадцать стульев (1971)
Бег (1971)
Черные сухари (1972)
Дмитрий Кантемир (1974)
Три дня в Москве (1974)
Весна двадцать девятого (1975)
Большой аттракцион (1975)
Соло для слона с оркестром (1976)
Сегодня или никогда (1979)
Клоун (1980)
Мой папа - идеалист (1981)
Не хочу быть взрослым (1983)
Так и будет
Единственный мужчина (1981)
Не ждали, не гадали (1982)
Талисман (1983)
Гостья из будущего (1984)
Нам не дано предугадать... (1984)
Посторонним вход разрешен (1986)
Ошибки юности (1989)
Чужая игра (1992)
Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива (1993)
Волшебник Изумрудного города (1994)
Старые песни о главном 2, (1997)
Наталья Варлей. Биографическая справка.
Фото открытка 1971г
Наталья Варлей.

Наталья Варлей родилась в румынском городе Констанца. Как гласит семейное предание, Варлей - фамилия валлийская. Предки нашей героини попали в Россию из Англии. Это случилось в XIX веке: некий музыкант приехал к нам с туманного Альбиона и привез с собой конюшню, в которой были два жокея - братья Варлей. Затем они женились на русских девушках и окончательно обрусели.

Детство Варлей прошло в холодном Мурманске (ее отец был капитаном дальнего плавания). С малых лет Наташа была чрезвычайно одаренной: в четырехлетнем возрасте начала писать стихи, затем училась в музыкальной школе, рисовала. Когда выучилась читать, стала запоем проглатывать одну книгу за другой. Но в то же время она была очень болезненным ребенком: у нее обнаружили ревмокардит и запретили заниматься в школе физкультурой.

В конце 50-х годов семья Варлей поселилась в Москве, В один из дней мама повела Наташу в цирк. Они пришли раньше положенного времени, а тут внезапно начался сильный дождь. Мама с Наташей спрятались в кассе, и первое, что девочка там увидела, было объявление о наборе детей 11-13 лет в детскую цирковую студию. Буквально на следующий день, тайком от родителей, девочка отправилась по указанному адресу. Как это ни странно, но, обмерив Наташу вдоль и поперек, проверив ее гибкость и растянутость, педагоги студии сочли возможным принять ее к себе. Рассказывает сама Н. Варлей:

"Нас, студийцев, часто занимали на представлениях в прологах. Помню, когда был хрущевский обмен денег в 1961 году, сочинили для нас танец под названием "Копейка рубль бережет". Мы с фанерными огромными копейками по бокам выбегали на арену и радостно выкрикивали: "Копейка!", а последняя, десятая "копейка" кричала: "Гривенник!" И вот в очередной раз, выбегая в победном марше несокрушимой копейки, я застряла между зрителями. "Копейки" рассчитались без меня, и гривенник получился из девяти копеек. Все очень смеялись. Кстати, на представлениях я встречалась с Юрием Никулиным".

В 1965 году Варлей окончила Училище циркового и эстрадного искусства и пришла в труппу Московского цирка на Цветном бульваре. Работала эквилибристкой. Одно время выступала в одном номере со знаменитым клоуном Леонидом Енгибаровым: танцевала на трапеции с кастаньетами, сидя на стульчике, играла на концертино. И именно благодаря Енгибарову Наташа попала в кино. Произошло это при следующих обстоятельствах.

Енгибаров уже несколько лет снимался в фильмах и имел множество друзей в киношной среде. Одним из его приятелей был режиссер Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В один из дней 1966 года он пришел на очередное представление в цирк на Цветном бульваре и увидел там Наташу, Она ему настолько понравилась, что он тут же предложил ей сняться в его новом фильме "Формула радуги". И Варлей согласилась. Ей досталась маленькая роль медсестры.

К сожалению, картину на экран тогда так и не выпустили, найдя в ней какую-то крамолу. Однако, несмотря на эту неудачу, съемки в фильме сослужили Варлей хорошую службу: именно там на нее обратила внимание ассистентка Леонида Гайдая, который в те дни готовился к съемкам фильма "Кавказская пленница". Варлей пригласили на пробы.

На роль студентки-комсомолки Нины в фильме претендовали без малого около пяти сотен актрис, среди которых были такие звезды советского кино, как Наталья Фатеева, сестры Вертинские, Наталья Кустинская, Валентина Малявина, Вика Федорова и др. Однако Гайдай после долгих раздумий решил остановиться на никому тогда не известной цирковой артистке, 19-летней Наталье Варлей. И, как оказалось, не ошибся.

Премьера "Кавказской пленницы" состоялась в Москве 1 апреля 1967 года. Успех картины был оглушительным. К Варлей пришла всесоюзная слава. С этого момента ей буквально не давали прохода возбужденные почитатели ее таланта. Когда она с цирком приехала на гастроли в Горький, возле здания, где проходили представления, собралась внушительная толпа, которая желала получить автограф у молодой звезды. Эта толпа стояла у цирка три дня, с каждым днем увеличиваясь в размерах. В конце концов нашу героиню пришлось срочно выводить из цирка через черный ход и уводить подальше от этого места.

В другом городе актрису поселили на втором этаже гостиницы, и каждый вечер к ней на балкон забирались поклонники, которые настойчиво предлагали ей руку и сердце. А однажды случилось и вовсе невероятное. К ней пришел незнакомый мужчина и потребовал с нее... денег. Как оказалось, утром того дня к нему в магазине подошла девушка и, представившись актрисой Варлей, попросила у него взаймы денег. "Мне не хватает на сапоги, которые я для себя здесь присмотрела. Вы не волнуйтесь, я живу в гостинице недалеко отсюда, и вечером вы можете зайти ко мне за долгом". Говорила она это с таким искренним выражением лица, что мужчина не смог ей отказать. И вот теперь мужчина требовал этих денег от настоящей Варлей. "Но я ведь не похожа на ту девушку", - пыталась вразумить своего посетителя наша героиня. "Но вы и на Варлей не очень-то похожи, - произнес неожиданно незнакомец. - У вас и волосы другие, чем у Нины в фильме". Актрисе потребовалось еще несколько минут, чтобы доказать мужчине, что она - настоящая Варлей, а девушка из магазина-аферистка.

Стоит отметить, что, несмотря на такой огромный успех фильма "Кавказская пленница", сама Варлей получила за него премию сначала в 200 рублей, плюс еще 100, когда успех повторился.

В конце октября того же, 1967 года состоялась еще одна премьера фильма, в котором Варлей сыграла главную роль. Речь идет о картине К. Ершова и Г. Кропачева "Вий". Можно смело сказать, что это был первый фильм ужасов в нашем отечественном кино. Варлей сыграла в нем роль Панночки.

Актриса вспоминает: "На съемках этой картины мне не раз бывало страшно. Например, когда я выпала из гроба. Гроб был привязан на длинной веревке к стреле крана и на большой скорости несся по кругу. В какой-то момент я потеряла равновесие и свалилась, летела вниз головой. Даже сгруппироваться не успела. Леня Куравлев меня поймал. Проявил, можно сказать, чудеса циркового партнерства. Со мной ничего не произошло, а по стране пошел слух, что я погибла...

Вообще только много позднее я осознала, какой был страшный грех сниматься в картине "Вий".

В конце 60-х Н. Варлей вышла замуж за своего однокурсника - Владимира Тихонова (он был сыном Н. Мордюковой и В. Тихонова). Вот как она описывает историю своего замужества: "Володя влюбился в меня, когда увидел "Кавказскую пленницу". Он был молодым, сильным, крепким. У нас были общие дипломные спектакли, я играла Снегурочку, он - Мезгиря. Он был очень способный человек, с прекрасными внешними данными, добрый по сути. Володя четыре года ночевал на чердаке, чтобы увидеть, как я прохожу мимо. Но когда мы поженились, он стал ревновать меня к каждому фонарному столбу. Находились люди, которые говорили ему: "Я с ней был". И мы выясняли отношения через день!"

Окончив училище в 1971 году, Варлей поступила в труппу Театра имени Станиславского. Ее первой большой ролью была Роз-Мари Фей в спектакле Н. Погодина "Альберт Эйнштейн". Затем она получила еще две главные роли, однако сыграть их ей тогда не удалось по вполне прозаической причине: она забеременела. Вскоре на свет появился сын, которого назвали Василием. Однако к тому времени молодая семья уже распадалась: Владимир Тихонов стал все чаще злоупотреблять алкоголем, в доме на этой почве постоянно происходили скандалы. И Варлей приняла решение развестись.

Отмечу, что где-то на последнем курсе "Щуки" в судьбе Варлей появился человек, который вполне мог бы обеспечить ей безбедное будущее далеко за пределами родины. Однако они расстались.

Вспоминает Н. Варлей: "К нам в училище приехали из Бельгии студенты театральных вузов. Возглавлял эту компанию Люсьен Хармегинс, сын министра обороны Бельгии. Мы все подружились. Потом, когда они вернулись домой, я стала получать от Люсьена письма. Приглашал погостить в Бельгию, звал на его виллу в Ниццу. А чтобы мне в голову не приходило ничего дурного, предлагал взять с собой подружку. В общем, влюбился и очень хотел на мне жениться. Но у меня тогда были совершенно другие планы. Если бы он появился в моей жизни раньше, чем Володя, возможно, все сложилось бы по-другому".

Однако вернемся на несколько лет назад. Уже через месяц после рождения ребенка Варлей вернулась на театральную сцену. Было очень тяжело, так как приходилось разрываться между домом и театром. Когда Василию исполнилось три года, она стала возить его с собой на гастроли по стране. Почему ребенка нельзя было оставить на попечение родителей? Дело в том, что родители актрисы в тот период серьезно заболели, а родители со стороны отца ребенка - В. Тихонов и Н. Мордюкова - были заняты своими проблемами (у Тихонова за год до Васи родилась дочка Аня).

Отмечу, что возвращение Варлей в театр было трудным. Вот что она вспоминает: "Первая роль была вводом в спектакль за две репетиции. Я немножко вышла из формы, жутко комплексовала. В зале сидели мои родители, текста было много. И в первой эмоциональной сцене я вдруг почувствовала, что меня "перемкнуло" от волнения и я не могу вспомнить ни одного слова! Меня прошиб холодный пот. В цирке, когда душило волнение, - а я ведь безумная трусиха, боюсь высоты, - в проходах стояли мои коллеги, которые поддерживали меня внутренне, и я успокаивалась. А здесь я повернулась к кулисам и увидела глаза актеров, которые радовались моему провалу. Все они отлично знали текст. Я посмотрела в другую кулису - то же самое. Во взгляде моего партнера читалось ехидное: "Ну что, звездулька?" Все это длилось минуту. Я посмотрела ему в глаза: "Боря, я текст забыла..." Он подсказал одно слово, я за это слово зацепилась и от злости вспомнила все. Я поняла, что в театре никто тебя поддерживать не будет, как в цирке. Хотя и там тоже от зависти резали тросы, люди гибли... Но это редкость, по большому счету в цирке есть чувство локтя..."

За время работы Варлей в этом театре сменилось четыре главных режиссера, и ее положение в нем было то стабильным, то шатким. Завистники не переводились. Однажды Варлей приехала из-за рубежа и привезла оттуда красивую кофточку. В первый же день надела ее в театр, но, когда после спектакля вернулась в гримерную, увидела, что на кофте кем-то из коллег прожжена огромная дырка.

В другом случае она должна была играть роль Натали в "Былом и думах". Режиссер Сандро Товстоногов пообещал, что спектакль будет идти в одном составе и, если кто-то из актеров заболеет, спектакль отменят. Однако надо же было такому случиться, что незадолго перед премьерой Варлей угодила в больницу. И тут же вокруг этой роли разгорелись интриги, и в конце концов ее получила другая актриса. Про свое обещание режиссер уже не вспоминал.

В те годы Варлей снялась в добром десятке самых разных фильмов, однако большая часть этих картин не вышла за рамки средних. Наиболее удачными среди них были фильмы: "Большой аттракцион", "Мой папа- идеалист", "Не хочу быть взрослым".

Несмотря на то, что достойных фильмов с ее участием выходило на экраны не так уж и много, зритель продолжал любить эту актрису, ласково именуемую Ниной. Причем порой эта любовь проявлялась в самых неожиданных местах и обстоятельствах. Рассказывает Н. Варлей: "Летела я в Кисловодск на съемки. В аэропорту меня почему-то никто не встретил. Подхожу к первому же милиционеру - помогите добраться до гостиницы. Рядом стоит черная "Волга". Страж порядка говорит водителю: "Валэр, давэзешь?" - "Канэшно". Поехали. Смотрю, город уже кончается, а мы все никак не доедем. Горы кругом, ни зги не видать, я один на один с бандитом. С гонораром за прошлые съемки, который лежал в кошельке, мысленно уже попрощалась, а он спокойно так говорит: "Тэпэрь я с тобой буду дэлать все, что хачу. Изнасылую, а патом все равно убью". Ах, ну если все равно убьешь, то мне терять нечего, подумала я и приготовилась к отчаянному сопротивлению. Он все-таки решил начать с сумочки, вынул деньги, паспорт, открыл его и застонал, как раненый зверь: "Наташа, я вас не узнал, вы моя самая любимая актриса, умоляю, простите мне глупую шутку".

Как мы помним, Варлей уже в четырехлетнем возрасте начала писать стихи. Не оставила она этого занятия и в более зрелые годы и в конце концов решила получить к трем своим дипломам еще и четвертый: в начале 80-х она поступила в Литературный институт (из-за этого даже покинула театральную сцену). Когда училась на втором курсе, родила второго ребенка. Причем роды оказались преждевременными - на восьмом месяце. Варлей не сдала контрольную по истории КПСС и решила перепечатать ее ночью. Работала не смыкая глаз и утром внезапно почувствовала себя плохо. В тот же день отправилась в роддом.

В 90-е годы актриса практически перестала сниматься в кино. Почему? Сама она так отвечает на этот вопрос: "Недавно читала сценарий, по которому мне отводилась роль женщины, рожающей в лифте. Или сценарий, по которому мне из постели не надо вылезать. Я не ханжа, но все-таки принадлежу к актерам старой школы".

Чтобы не сидеть без дела, наша героиня согласилась дублировать многочисленные сериалы, которые нынче транслирует наше телевидение. В частности, именно ее голосом говорила героиня "Дикой розы" Вероника Кастро.

В свое время многих людей, знавших актрису, да и простых граждан, шокировало то, что Варлей активно поддержала на выборах Г. Зюганова. У других такая ее позиция вызвала восхищение. Она тогда заявила: "Мои политические пристрастия определились, когда на моих глазах - я жила на Смоленской набережной - палили пушки. Более страшного я в жизни не видела. Рыдая, позвонила маме и услышала: "По радио же сказали, что там нелюди". Я поняла, что не могу быть понята своими родителями. А когда Лия Ахеджакова кричала: "Убейте!" - мир для меня перевернулся..."

Что касается творчества, то и здесь она не в простое. Она по-прежнему озвучивает сериалы на ТВ, снимается в кино - в фильме "Волшебник Изумрудного города" сыграла сразу двух ведьм: Гингему и Бастинду. Кроме этого, выпустила сборник своих стихов и вместе с композитором Н. Шершнем выпустила два диска с песнями.

Федор Раззаков
Книга "Секс-символы Россиии", с.359-368
Наталья Варлей. Хроника событий..
Год 2004. Наталья Варлей в роли матери Кендарат

Фото с сайта www.volkodaw.ru
Наталья Варлей.
Фото с сайта www.volkodaw.ru
Наталья Варлей.

В Словакии продолжаются съемки «Волкодава». На сегодняшний день отсняты сцена первой встречи Волкодава с матерью Кендарат, нападение на караван купца Фителы и эпизод с песней Лекарки. Съемки проходят в сложных погодных условиях: в горах начались затяжные дожди и понизилась температура. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию фотографии Натальи Варлей, которая закончила свою работу в Словакии и присоединится к группе Николая Лебедева в московский период съемок. Фотографии со съемок выложены на официальном сайте


Год 2002. 22 июня - Наталью Варлей поздравил президент

Наталья Варлей отметила 55-летие. Актрису поздравил с юбилеем президент России Владимир Путин. "Талант и творческая индивидуальность позволили Вам создать яркие, запоминающиеся образы в театре и кино", - говорится в его поздравительной телеграмме.

Любимая несколькими поколениями "Кавказская пленница" по-прежнему в великолепной форме. И, несмотря на то, что в кино Варлей не снималась давно, она часто выходит на сцену в концертах и антрепризных спектаклях, на творческих вечерах и фестивалях.

Год 2002. 17 мая - Наталья Варлей получила приз фестиваля "Виват кино России!"

Наталья Варлей стала обладательницей приза "Немеркнущая зрительская любовь" на Десятом санкт-петербургском фестивале "Виват кино России!" Актрису совсем юной зрители увидели 35 лет назад в комедии Леонида Гайдая "Кавказская пленница". Как справедливо отметила Варлей, эта картина с годами становится всё любимей, открывая качества истинно народного фильма.

Другими обладателями этой памятной кинематографической награды стали Василий Лановой, который 45 лет назад "ворвался" в кинематограф в седле конармейца, исполнив заглавную роль в фильме "Павел Корчагин", а также актрисы Елена Драпеко и Людмила Зайцева, снимавшиеся в легендарном фильме "А зори здесь тихие..." Эта кинодрама вышла на экраны три десятилетия назад.

Год 1989. Заслуженная артистка России

 

Год 1983. Лауреат Гос. премии России за участие в фильме "Не хочу быть взрослым"

 

Год 1971-1978 — актриса Драматического театра им. К. Станиславского.

Ее первой большой ролью была Роз-Мари Фей в спектакле Н. Погодина "Альберт Эйнштейн". Затем она получила еще две главные роли, однако сыграть их ей тогда не удалось по вполне прозаической причине: она забеременела. Вскоре на свет появился сын, которого назвали Василием. Однако к тому времени молодая семья уже распадалась: Владимир Тихонов стал все чаще злоупотреблять алкоголем, в доме на этой почве постоянно происходили скандалы. И Варлей приняла решение развестись.

Год 1971. Закончила Театральное училище им. Б. Щукина.

 

Год 1967. Триумф в кино, фильм "Кавказская пленница ".

Премьера "Кавказской пленницы" состоялась в Москве 1 апреля 1967 года. Успех картины был оглушительным. К Варлей пришла всесоюзная слава. С этого момента ей буквально не давали прохода возбужденные почитатели ее таланта. Когда она с цирком приехала на гастроли в Горький, возле здания, где проходили представления, собралась внушительная толпа, которая желала получить автограф у молодой звезды. Эта толпа стояла у цирка три дня, с каждым днем увеличиваясь в размерах. В конце концов нашу героиню пришлось срочно выводить из цирка через черный ход и уводить подальше от этого места.

Год 1966. Дебют в кино, фильм "Формула радуги".

Режиссер Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич, в один из дней 1966 года пришел на очередное представление в цирк на Цветном бульваре и увидел там Наташу. Она ему настолько понравилась, что он тут же предложил ей сняться в его новом фильме "Формула радуги". И Варлей согласилась. Ей досталась маленькая роль медсестры.
К сожалению, картину на экран тогда так и не выпустили, найдя в ней какую-то крамолу. Однако, несмотря на эту неудачу, съемки в фильме сослужили Варлей хорошую службу: именно там на нее обратила внимание ассистентка Леонида Гайдая, который в те дни готовился к съемкам фильма "Кавказская пленница". Варлей пригласили на пробы.

 

Год 1965-1967. Эквилибристка Московского государственного цирка..

 

Год 1965. Окончила акробатическое отделение Государственного училища
                 циркового и эстрадного искусства.
Из различных источников.
«Кавказская пленница» — Наталья ВАРЛЕЙ
Фото Анатолия Медзика
Наталья Варлей.

ГОДЫ ЛЕТЯТ, А НАТАЛЬЯ ВАРЛЕЙ ВСЕ ЕЩЕ ОСТАЕТСЯ «СТУДЕНТКОЙ, КОМСОМОЛКОЙ, СПОРТСМЕНКОЙ И ПРОСТО КРАСАВИЦЕЙ»

Одна из наиболее любимых актрис моего поколения, Наталья Варлей, после роли Нины снялась в десятках других картин. Но ни одна из них не принесла актрисе столько популярности и славы, как роль «студентки, комсомолки, спортсменки и просто красавицы». В конце шестидесятых — в начале семидесятых по СССР прокатился бум: все носили чубчики-гривки, красили глаза и, конечно же, танцевали твист, как Варлей... Но самое главное — все стремились быть похожими на ее героиню характером: выглядеть таким же веселым, незакомплексованным и оптимистическим человеком.

О ней хотели знать все. Скупая на подробности частной жизни пресса сообщала, что в кино актриса попала случайно. Помощник режиссера увидел ее в цирке: Наталья работала там воздушной гимнасткой. Стоило ей на какое-то время исчезнуть с большого экрана, как зрители, ничего не зная о сложных жизненных испытаниях, которые выпали на долю молодой женщины, толковали это исчезновение по-своему: по стране пошел гулять слух, что Наталья вернулась в цирк и разбилась, сорвавшись с трапеции.

— Травм у меня действительно много, — рассказывает Наталья Варлей. — Еще в пору ученичества в цирковом училище набивала себе шишки и кровоподтеки, но до подобных трагедий, которые приписывали народные слухи, дело, конечно же, не доходило.

— В одном из интервью вы сказали, что намного сложнее пережить душевные травмы, чем боль физическую.

— Впоследствии я научилась справляться и с этой болью. Научил меня достойно принимать испытания судьбы мой крестный отец и крестный моих детей Алексей Грачев. Он спас меня дважды: в первый раз, когда выходил моего умирающего, рожденного ранее положенного срока сына (Алексей Владимирович работал тогда детским врачом в родильном доме), а во второй раз, когда, получив сан священника после духовной семинарии, помог мне найти веру в Бога и веру в людей. К несчастью для многих, Алексей Грачев погиб в автокатастрофе. Когда это случилось, я была в шоке, буквально заболела после его гибели и очень тяжело выходила из этого состояния.

— Что помогает вам справляться с жизненными трудностями?

— Молитвы. Крестилась я поздно — в 25 лет. Именно тогда почувствовала, что после «Вия» за мной тянется след каких-то дурных событий. Крещение помогло. И теперь, когда особенно тяжело, еду в храм в Сергиев-Посад. Там есть отец Георгий, который помогает выгнать из души бесов.

— Судя по тому, что вы не отказались от актерской профессии, участвуете в концертах и фестивалях, вы нашли компромисс между призванием души и запрещением церкви на небогоугодное дело — актерство.

— Об этом мы много и подолгу говорили с моим духовным отцом. Категорического запрещения нет. Главное — не нести своим творчеством и искусством зла, не вызывать у зрителей низменных страстей. Пытаюсь следовать этому. Мне повезло сниматься в кинематографе, скажем так, чистом, когда на экране почти не было вульгарного намека на эротику. Меня вообще невозможно было раздеть ни на съемочной площадке, ни в театре.

— Наталья, вы профессиональный литератор: в свое время закончили литературный институт. Что-то из написанного удалось издать?

— Стихотворения я пишу с четырех лет. Но за все это время у меня вышел один сборник «Кружась над золотыми куполами». Хотя стихотворений написано намного больше, как и воспоминаний, эссе, рассказов о животных. О них, кстати, у меня вообще готов целый научный трактат. Но из-за суеты некогда собрать все вместе и принести в издательство.

— Что за суета?

— Старший сын пять лет назад подарил мне внука, и я стала любящей и любимой бабушкой. Младший в пятнадцать лет, закончив школу экстерном, уже второй год учится в Российском гуманитарном университете на факультете журналистики. Я ему сказала: «Если твои первые сюжеты на телевидении будут похожими на те, что сейчас заполнили российское ТВ, берегись: я тебя породила, я тебя и убью».

— Сурово. Это абсолютно не вяжется с тем, что я знаю о вас как об очень мягкой, терпимой матери. В свое время вы спокойно относились к «наскальной» живописи младшего сына, тогда как другие родители потеряли бы сознание, увидев испорченные дорогие обои. Для вас же главным было поддержать творческое начало в детях.

— Я и сейчас считаю, что детям нужно давать больше свободы для творчества для проявления своего «Я», как можно раньше нужно приводить их в церковь (в три года это уже поздно). Ибо там они получают этические ориентиры, которые помогут выстоять в жизни. Ну, а если честно, то впоследствии я поняла, что ничего не знаю о воспитании детей и ничего не умею. Чему бы ты не учил ребенка, какие бы уроки не давал ему, наступает момент, когда дети взрослеют и пытаются начать все с нуля, изобретая велосипед. Есть два пути: или дать им возможность самим понять, в чем они ошибаются, или нажать своим авторитетом, но тогда вы перестанете понимать друг друга. Я избрала первый вариант.

— Вы мужественная женщина, потому что обоих сыновей вам пришлось поднимать и воспитывать одной.

— К сожалению, оба сына лишены отцовского влияния. Мой муж, Владимир Тихонов, умер на удивление рано, старший — Василий — его так фактически и не видел... Володя был добрым человеком и очень талантливым.

— Было в кого — Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова.

— Да, но на нем лежала печать какого-то трагизма. Пылко боготворимые им родители рано разошлись, и для него их развод стал драмой. И то, что не было дано ему родительской семьей, он не смог воплотить и в своей. Семья должна быть, и без отца в доме мальчикам плохо. Хотя мы с Василием всегда были одним организмом (и это «пуповинное» понимание существует и сейчас), моя любовь и нежность вдруг наталкивались на упрямство, замкнутость, скрытность, мне непонятные.

— Как вы считаете, нужно ли сохранять семью ради детей?

— Не знаю. Возможно, и нужно. Сейчас я, наверное, решала бы это вопрос иначе. Одна моя подруга упрекает себя за то, что всю жизнь прожила с мужем ради ребенка. А я считаю, что у мальчика сложилось нормальное детство, и семья сохранилась. Правда, когда он вырос, семьи как таковой нет — есть собственно два взрослых и чужих друг другу существа. Непросто все это. Поэтому я все свои сомнения привыкла решать на исповеди.

— Но женщине так нелегко быть одной...

— Когда я была уже уверена, что до конца жизни мне придется быть одной и на мужское плечо в затруднительных ситуациях мне не опереться, когда я перестала страдать по поводу своего одиночества, вдруг появился Владимир, мой нынешний муж. Он строитель, и к моей «киношной» жизни отношения никакого не имеет. Недавно мы венчались в церкви.

— Зато сложности в личной жизни вполне компенсировали, по моему мнению, ваши успехи в творчестве.

— Знаете, мы, актеры, страшные зануды. Как бы ни сложилась актерская судьба, всегда найдем предлог, чтобы пожаловаться на нее. Я снялась в 61 фильме, все роли очень разные. Но после «Кавказской пленницы» ко мне очень долго относились, как к циркачке. Эта роль была заслонкою, которая мешала многим режиссерам, а главное — зрителям — разгдядеть во мне актрису другого плана. Меня и в жизни стали ассоциировать с Ниной, хотя я совсем не похожа на свою «пленницу», по характеру я скорее лирик, некая романтическая Ассоль. Но к имени Нина привыкла, горжусь и не обижаюсь, как обижался Александр Демьяненко на Шурика.

После фильма Гайдая было обучение в Щукинском училище, 10 лет работы в театре, роли в спектаклях по Мольеру, Шекспиру и Вампилову. Какие-то роли в кино так и не сыграла, но поскольку считаю, что в каждом из нас судьба прописана, то все отпущенное мне я сделала. Теперь я очень спокойно, философски отношусь к тому, что некоторые роли, о которых мечтала, не сыграла.

— После такого удачного дебюта в кино вам многие завидовали. Вам это не мешало?

— Критика меня задевала. Но я же и сама к себе отношусь и всегда относилась довольно самокритично. Мой учитель в Щукинском театральном училище Катин-Ярцев не раз говорил мне: «Наталья, ты должна меньше заниматься самоанализом. Расслабься, и у тебя все получится». Я всегда была очень застенчивой. Всю жизнь в себе это преодолеваю, даже теперь, когда уже сама бабушка.

— А выглядите вы все той же студенткой, комсомолкой, спортсменкой и просто красавицей...

— Ох, сколько слов хороших вы мне наговорили. Зритель хочет меня видеть спортсменкой и красавицей — я пытаюсь его не разочаровать. Ничто другое, как вес, не выдает возраст женщины. Поэтому я стараюсь держать себя в форме. У меня есть специальный комплекс упражнений, почти йоговский, на растяжку мышц. Гимнастика, а еще баня — лучшее средство для похудения. Есть у меня и свой рецепт омолаживающей маски для лица — это сметана. Умываюсь горячей водой, накладываю толстый слой сметаны. Умоешься потом теплой водой — кожа, как у младенца.

— Живете, как и раньше, в Москве? Не последовали примеру некоторых звезд и не переехали жить за город?

— Живу я в Москве, в самом центре. За городом есть участок с фундаментом, где так и не построили мы дом, а хотелось бы.

— А как же муж-строитель? Или у вас классическая история, когда сапожник без сапог?

— Когда-нибудь, я надеюсь, он его мне построит. Зато Володя пристроил к другой квартире шикарный балкон. Вышла дополнительная комната на 19 квадратных метров. Когда строили, Володя шутя говорил старшей кошке Аське: «Ну вот, будет у тебя свой кошкин дом». А когда построили, увидели, какая красота получилась, кошкам позволяли входить туда только под надзором.

— И много у вас кошек?

— У меня живет 14 кошек и одна собака.

— Все какие-то особые, породистые?

— Нет. Беспородные, дворовые кошки. Сначала появилась одна — Аська, подобранная мной на киностудии, а все остальные — дети от ее дачных романов. Мне кошки дороги за понимание. Они тонко чувствуют, когда тебе плохо. Могут не подходить к тебе, жить своей жизнью. Но когда тебе плохо, придут, лягут под лоскутное одеяло и, тихонько мяукая, снимут любую боль. Вы когда-нибудь смотрели в глаза кошкам? В них есть что-то бездонное: иногда даже чувствуешь неловкость, будто ты существо более низшее, чем кошка.

— Почему-то чаще любят собак, считая их более преданными.

— Относительно преданности собак могу и поспорить. У меня был пес, который убегал туда, где вкусно пахло. И я ползала под столами у соседей, пытаясь забрать его домой. Собаки бывают иногда злыми, трусливыми и нечестными. Сбившись в стаю, они могут напасть даже на ребенка. В этом они похожи на людей...

Не буду гневить Бога и жаловаться на жизнь, детей, любимую работу, возможность заниматься тем, чем мне хочется заниматься, и отказываться от того, что мне не по душе.

Светлана БОЖКО
Фото Анатолия Медзика
газета "День", №154,
четвер, 30 серпня 2001


Ждем ваших писем

Использованы материалы:
Кадры из фильма
МиелофонстрелкаСнимается кино стрелкаВ фильме снимались... стрелкаПерсоны

(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы
(с) 1999-2004 Тексты, аудио-файлы, фото - Вячеслав Яшин, Александр Лас
(с) 1999-2004 Рисунки, дизайн, оформление - Дмитрий Шулындин
(с) 1999-2004 Главный редактор - Александр Лас
(с) 1983-2004 Материалы - Наталья Мурашкевич
(с) 1999-2004 Д. Ватолин, "Русская Фантастика"

Сайт открыт 1-го июля 1999 года.

Использование материалов сайта без согласования 
с авторами и/или редакцией запрещается.